Какие категории водительских прав существуют на данный момент
Какие требования выставляются для получения той или иной категории
Постоянно растущая статистика по ДТП является основным фактором, вынуждающим правительство менять действующее законодательство в области дорожного регулирования. Изменения коснулись расшифровки категорий водительского удостоверения, в частности, были выделены дополнительные категории ВУ.
В целом, классификация ТС не менялась, но были отдельно выделены категории и подкатегории, либо вообще не существовавшие до этого, либо входившие в состав уже существующих. Права, полученные до введения в действие новых категорий, считаются действительными, однако, при их смене, а также получении нового удостоверения, водителю будет выдан документ нового образца с учетом новых обозначений.
К таким изменениям привел тщательный анализ причин, по которым количество происшествий на дорогах растет. Результат заключается в том, что независимо от того, каким ТС вы управляете, если у него есть двигатель, вы обязаны обучиться на управление им и успешно пройти экзамен для получения ВУ по конкретной категории.
В новом ВУ отражена полная информация обо всех существующих категориях, как общественных видов транспорта, так и о персональных средствах передвижения. Если раньше отдельно выносились категории для мотоциклов, легковых ТС и грузовых ТС разных габаритов и веса, то сейчас отдельные категории заведены и на мопед и скутер.
Для большинства людей автомобиль стал вполне обычным средством передвижения и даже основным средством заработка. Однако помимо этого мы знаем и такие ТС, которые, как правило, используются в качестве развлечения. Часто их используют дети, не знающие правил поведения на дорогах, которые не способны принимать сложные решения в критические моменты. Такие случаи часто становятся причиной серьезных ДТП, где в результате наносится непоправимый вред здоровью и даже жизни всех участников аварии.
Более подробное разделение ВУ на категории помогает определить соответствие того или иного вида с конкретной группой ТС, к управлению которыми допускается гражданин. Все лица, управляющие ТС, обязаны знать, какие есть категории и подразумевают ли они право использования другого вида ТС без дополнительной сдачи экзамена, а также какое наказание грозит нарушителю этих правил. В случае управления ТС, несоответствующим категории ВУ, гражданина ждет штраф в размере от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Однако не каждая категория требует переэкзаменовки.
Эти подкатегории объединяются в одной, что говорит нам о том, что при наличии прав на использование конкретного ТС, гражданин также допускается к управлению и другими его видами, обозначенными в его ВУ
Принцип классификации различных ТС основывается на их объеме и массе, а также эксплуатационных характеристиках, здесь основными показателями является объем двигателя и масса ТС.
В новых ВУ появилась новая категория – М. В эту категорию входят мопеды и квадрициклы, где объем двигателя менее 50 см³. Запомните, для квадроциклов другие правила. ВУ, дающее право вождения трактора (сюда же относятся квадроциклы) водители получают в Гостехнадзоре.
Как мы уже говорили, выделение этих ТС в отдельную категорию вызвано серьезным увеличением ДТП с участием скутеров, которые управляются детьми. Во избежание таких ситуаций, законодательно был утвержден минимальный возраст, позволяющий управлять легким мопедом – 16 лет. При этом обязательно требуется специальное обучение. Наличие у водителя другой открытой категории, автоматически дает ему право передвижения на квадрициклах и скутерах без необходимости сдачи экзаменов.
Каждый год с наступлением теплого сезона мы наблюдаем, как на улицах появляются мотоциклисты – люди, которые не могут жить без того количества адреналина, которое дает езда на мотоцикле. Существует несколько разновидностей мотоциклов: легкие и небольшие, как мопеды, или крупные и тяжелые, «байкерские».
Независимо от разновидности мотоцикла, закон гласит, что для управления данным видом ТС необходимо наличие водительского удостоверения категории А. Сюда относятся два вида мотоциклов, первая из них – это легкие модели, где объем двигателя не превышает 125 см³, категория А1, доступна с 16 лет. Тяжелые мотоциклы намного мощнее и быстрее, очень часто используются в больших городах, где постоянно возникают заторы. Эти мотоциклы попадают под категорию А, и к экзамену допускаются только совершеннолетние.
Данное ТС не ограничено 2-мя колесами, их может быть 3 и более, при этом боковое съемное устройство для перевозки никак не влияет на ВУ категории А, и гражданину не требуется проходить дополнительное обучение для допуска к управлению мотоциклом с прицепом. На что важно обратить внимание – это чтобы масса мотоцикла составляла не более 400 кг.
Здесь речь пойдет о легковых автомобилях, и о самом распространенном виде ВУ. Категория B позволяет водителю управлять четырехколесными ТС массой, не превышающей 3,5 т. Документ тоже подразделяется в зависимости от эксплуатационных характеристик ТС:
Зачастую, дополнительные определения группы ТС не требуют отдельного обучения, если у вас на руках права категории B, нет никакой необходимости обучаться вождению скутера или квадрицикла. Подкатегория В1 для вас открыта с первого дня получения ВУ категории B. Получить права категории B можно по достижении 18-летнего возраста.
К водителям, работающим в системе общественного транспорта, требования намного жестче, поскольку на них ложится большая ответственность. Только от их знаний ПДД, способности к принятию быстрых и верных решений в критических ситуациях, а также навыков управления этим видом ТС зависит обстановка на дорогах, а также здоровье и жизнь пассажиров.
Обучение водителей, управляющих общественными видами транспорта, делится на этапы. Первый опыт управления автобусом, троллейбусом или трамваем начинающий водитель получает в учебном центре городского автопарка, где и оттачивает свои практические навыки. Управлять троллейбусом или трамваем несложно, однако в их способах передвижения есть своя специфика, которую необходимо учитывать. В ВУ нового вида они вынесены в отдельные категории: Tb и Tm соответственно.
Права для данной категории могут получить водители, которые прошли курс подготовки, и имеют возраст от 21 года. Если раньше электротранспорт отмечался в правах в виде пометки, то сейчас для этого разработаны новые категории.
К управлению грузовыми ТС допускаются лица, достигшие 18-ти лет, и успешно сдавшие экзамены по любому подвиду категории С. Все ТС, предназначенные для грузовых перевозок распределяются по 2 группам.
Первая группа – это легкие грузовые ТС, в правах они отмечены С1. Сюда относятся четырехколесные ТС, чья масса не превышает 7,5 т. Их можно использовать вместе с прицепом массой не более 750 кг. Если масса прицепа больше 750 кг, потребуется наличие категории C1E, которая дает право управления легким грузовым ТС с прицепом массой более 750 кг, но не превышающем само ТС.
Вторая группа – тяжелые грузовые ТС крупных габаритов и массой более 7,5 т. Такие ТС попадают под категорию С, здесь никаких изменений не было. Если данное ТС эксплуатируется вместе с прицепом массой более 750 кг, у водителя должны быть в наличии права с категорией CE.
Сюда относятся большегрузные автобусы, перевозящие 8 и более пассажиров. В этой категории существуют варианты:
К экзамену на управление автобусом допускаются лица, достигшие 21 года. Увеличение грузоподъемности ТС в правилах отражается отдельной буквой, которую ставят рядом с основным условным обозначением. Категория Е – не самостоятельная категория, но она обозначает наличие прицепа определенного веса.
Чтобы получить возможность управления любым ТС, оснащенным двигателем, к водителю предъявляется ряд требований, таких как достижение соответствующего возраста, успешное окончание курса теоретической и практической подготовки в автошколе, сдача экзамена в ГИБДД. Как правило, начинающие водители обучаются на одну, максимум две категории в параллели, однако, что делать, если водителю требуется расширить виды разрешенных к управлению ТС?
Не всегда гражданину нужно посещать дополнительные занятия, некоторые подкатегории открываются автоматически. Но не в случаях, когда вы, имея категорию B, приобретаете мотоцикл, или водитель грузового автомобиля хочет работать на рейсовом автобусе. В этих случаях водитель должен пройти обучение в автошколе, а потом сдать экзамен, как теоретическую часть, так и практическую: упражнения на площадке и вождение в городе.
Существуют и особые условия, которые следует знать:
У гражданина, обучавшегося и сдававшего экзамен на ТС с автоматической коробкой передач, в удостоверении будет проставлена соответствующая отметка. Ему запрещено управлять автомобилем с механической КПП без прохождения дополнительного обучения. При этом водителям «механики» разрешено управлять «машиной-автоматом» без сдачи соответствующего экзамена.
Если ТС не соответствует заявленной в ВУ категории, то мы говорим о грубом правонарушении, приравнивающемся к езде без прав. Недобросовестному водителю вменяется штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. Кроме этого есть и другие возможные пути наказания.
В некоторых случаях ТС эвакуируют на штрафную стоянку, а водителя лишают водительского удостоверения. Исходя из этого, мы рекомендуем тщательно проверять характеристики приобретаемого ТС, чтобы иметь возможность обучиться и открыть новую категорию для управления данным средством передвижения.
Комментарии
Пользователи пока что не оставляли комментарии, Вы можете быть первым.