Можно ли взыскать недостающую по ОСАГО сумму с виновника ДТП
Как на сегодняшний день обстоит вопрос с учетом износа
Думаю, многие из автовладельцев косвенно знакомы с ситуацией, когда в результате ДТП машина настолько сильно пострадала, что назначенной страховой выплаты недостаточно для покрытия полного ущерба и восстановления автомобиля до желаемого качества.
Как в этом случае правильно поступить? Должен ли человек, виновный в данном дорожном происшествии, принять участие в восстановлении авто или доплатить какую-либо сумму? Для того чтобы правильно рассчитать все необходимые суммы и разговаривать с виновником, опираясь на факты, придётся ознакомиться со всеми нововведениями в дорожном законодательстве.
В 2020 году действует схема возмещения убытков после происшествия на дороге, которая была введена совершенно недавно. Она позволяет по-новому рассчитать причинённые убытки хозяину машины.
Введённая в 2015 году методика, объединившая ранее установленные законом правила, была прокомментирована уже в 2016 году юристами, практикующими в Верховном суде. Основным моментом, на который был поставлен акцент, является схема расчёта убытков, основывающаяся на данных по автомобилю с учётом его износа.
Очень часто водители встречаются с проблемой отсутствия данных по необходимым запчастям, так как стоимость их продажи-покупки изменяется с каждым месяцем, данные с такой частотой, конечно же, не обновляются. Поэтому произвести расчёт правильно практически невозможно по причине отсутствия актуальных данных по деталям. В этом случае пострадавший из собственного кошелька доплачивает за разницу в стоимости новых деталей на восстановление машины. Даже судебный иск не помогает правильно установить необходимую сумму.
На данный момент все спорные вопросы разрешил Конституционный суд. Он разложил по полочкам все спорные моменты по вопросам взыскания ущерба без износа.
До этого суд принимал желание автовладельца выбрать качественные детали или увеличить сумму выплат за необоснованное обогащение, и выплаты назначались только с учётом износа по единой разработанной ранее методике.
Постановление №6-П, вступившее в силу в марте 2017 года, определило порядок назначения страховой суммы, запретив использовать расчёты с учётом износа автомобиля, так как полученная сумма была недостаточной для покрытия убытков. Принятые нормы позволили устранить ущерб в полном объёме за счёт компании-страховщика.
Теперь данные нормы перестали противоречить ГК РФ. Даже Федеральный закон «Об ОСАГО» и Единая методика не имеет прямых указаний на запрет расчёта суммы компенсации без учёта износа. То есть если суммы выплат по договору ОСАГО не достаточно для восстановления автомобиля, то недостающую сумму должен восполнить виновник аварии.
Для того чтобы правильно понять расчёт и методику выплаты разницы в стоимости восстановления, лучше рассматривать реальную ситуацию. Возьмём случай, когда произошло ДТП с участием 2-х автомобилей, у каждого из которых заключен договор обязательного страхования ОСАГО.
В первую очередь сотрудник ГИБДД или же аварийный комиссар заполняет все документы по аварии, которые вы обязаны отнести в собственную страховую компанию для подачи заявления на получение компенсации.
И так, в результате проведённых расчётов и восстановлении автомобиля, выплат не хватает. Что делать дальше?
Далее обращаемся в независимую экспертизу, где проводят полноценную оценку ущерба по общеизвестным единым критериям. Заполняют все документы с обозначением расчётов и стоимости восстановления автомобиля.
С этими документами обращаемся в суд с гражданским иском в отношении виновника аварии, будет открыто дело, где будут рассмотрены все документы с расчётами от страховой компании и независимого эксперта. В результате рассмотрения будет назначена сумма дополнительной компенсации, которую уже обязан выплатить виновник аварии.
Виновный так же будет извещён о вашем иске в суд и приглашён для участия в заседании.
Назначенная сумма может быть выплачена пострадавшему любым удобным способом. В случае отказа от выплат долг может быть переведён на рассмотрение судебных приставов.
Обязательно сохраняйте все полученные документы от страховой компании и от суда.
Износ автомобиля не должен учитываться судом, но сумму причинённого ущерба суд может снизить. Это делается на основании использования новых деталей в ремонте авто.
Оценка ущерба узлов и деталей, которые имеют нормальный и регулярный износ может быть снижена, так как они должны периодически меняться владельцем при эксплуатации авто вне зависимости от факта аварии.
Если виновник документально представит доказательства о соразмерном уменьшении стоимости ремонта, например если использовать детали другого производителя или менее дорогостоящие услуги по восстановлению, то сумма выплат может быть также снижена.
Как оценивают сами водители новые меры по расчёту разницы в стоимости восстановления авто и суммой страховой выплаты по аварии?
Во-первых, это значительное достижение, так как можно увеличить сумму выплаты для восстановления автомобиля, пусть она будет даже разделена между страховой компанией и виновником, это не столь важно. Теперь в ремонт автомобиля можно не вкладывать собственные деньги.
Во-вторых, есть и обратная сторона вопроса. В соответствии с договором ОСАГО, восстановить испорченную машину обязана страховая компания, это основная функция приобретаемого полиса, который должен защищать, в том числе, виновных граждан. Они не всегда могут погасить большую сумму исходя из размера собственных доходов и расходов. Поэтому возмещение разницы в стоимости ремонта может затянуться. В этом случае пострадавший не получит нужной суммы вовремя.
Многие юристы предложили другой вариант решения проблемы, как они считают, более качественный и надёжный. А именно, внести изменения в Единую методику расчёта компенсации. Необходимо увеличить закупочную стоимость необходимых для ремонта деталей и постоянно расширять его номенклатуру. Это позволит правильно рассчитать стоимость ремонта и исключить расчёт стоимости деталей страховой компанией по самым низким в регионе ценам.
В любой ситуации, в соответствии с нововведениями, вы имеете полное право взыскать с виновника разницу в стоимости реального ремонта с рассчитанной стоимостью от страховой компании, не учитывая при этом износ деталей собственного автомобиля.
Комментарии
Пользователи пока что не оставляли комментарии, Вы можете быть первым.